По какому закону проводить закупки автономному учреждению при субсидиях из бюджета

Ладанов Леонид Александрович

Дата публикации: 27.08.2022

Автор: Ладанов Леонид Александрович

Прочитано: 10946

Поделиться:

Известно, что автономные учреждения осуществляют закупки по Закону № 223-ФЗ. При этом нередко они получают субсидии из бюджета. Возникает вопрос: проводить закупки за счет бюджетных средств необходимо по Закону № 223-ФЗ или же по Закону № 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ

В ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ сказано: «При предоставлении в соответствии с БК РФ и иными НПА, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в п. 1-3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок».

Теперь на русском: «При предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осуществление капвложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие учреждения при планировании и осуществлении закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ».

Таким образом, не всегда при получении бюджетных денег необходимо переходить автономке на работу по Закону № 44-ФЗ, а лишь если эти деньги выделяются на осуществление капвложений в объекты государственной, муниципальной собственности. Какие это случаи – давайте разбираться.

Цели субсидий

Как разъяснил Минфин еще в 2014 году (письмо от 29.12.2014 № 02-02-04/68092) автономным учреждениям предоставляются следующие субсидии:

·       на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) – абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

·       на иные цели, за исключением субсидий на осуществление капвложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность – абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

·       на осуществление капвложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность – ст. 78.2 БК РФ.

То есть мы видим три варианта предоставления субсидий автономным учреждениям, а в ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ говорится только об одном из них – о субсидиях, указанных в ст. 78.2 БК РФ.

Так же и в самой ст. 78.2 БК РФ сказано, что данные субсидии осуществляется в соответствии с соглашением об их предоставлении, которое должно содержать, среди прочего, условие о соблюдении положений законодательства о контрактной системе при использовании субсидий (ч. 4 ст. 78.2 БК РФ). А в отношении других вариантов субсидий таких отсылок БК РФ не содержит.

Капвложения

Далее нужно понять, что такое капвложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. БК РФ не раскрывает данного понятия, но из ст. 78.2 БК РФ следует, что капвложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности предусматривает последующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у автономных учреждений – п. 1 ст. 78.2 БК РФ.

В п. 27 Инструкции по применению единого плана счетов бухучета, утв. Приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н, приведен исчерпывающий перечень оснований для изменения первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов, в том числе:

·       достройка;

·       дооборудование;

·       реконструкция, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения;

·       модернизация;

·       частичная ликвидация (разукомплектация);

·       переоценка.

Поэтому и в упомянутом выше письме Минфина от 29.12.2014 № 02-02-04/68092 отмечено, что капвложениями в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности понимаются операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Как мы видим, капитальный или текущий ремонт, например, не относятся к установленному определению и не являются соответствующими капвложениями.

Итого

Что получаем? Не любые субсидии из бюджета автономкам необходимо тратить по Закону № 44-ФЗ, а только субсидии, выделяемые по ст. 78.2 БК РФ, что уже означает их выделение на капвложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

Понять по какой статье БК РФ предоставляются субсидии можно из соглашения о предоставлении субсидий. Однако, очевидно, что всевозможные капремонты помещений, приобретения ноутбуков или мебели и т.п. не будет относится к указанным капвложениям, а значит должно закупаться по Закону № 223-ФЗ.

Примеры

Напоследок разберем несколько примеров из судебной практики, подтверждающих сделанные выше выводы.

Пример #1.

По результатам ЗК в ЭФ (Закон № 223-ФЗ) автономным учреждением заключен договор на монтаж, пусконаладку, настройку оборудования с ценой 2,3 млн. руб. Источником финансирования являются средства целевой субсидии федерального бюджета. Спор по оплате перерос в судебный.

Суды первых двух инстанций указали, что раз финансирование закупки происходит из федерального бюджета, то заказчик должен был руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Но кассация пояснила, что автономное учреждение руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ только в случае предоставления бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.

Термин «субсидии на осуществление капитальных вложений» определяется строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. Правоотношения по закупкам автономного учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не являются предметом регулирования Закона № 44-ФЗ.

Поэтому в данном случае заказчик правильно выбрал для руководства Закон № 223-ФЗ. См. Постановление АС СЗО от 21.01.2016 по делу № А05-539/2015.

Пример #2.

УФАС признала нарушение за заказчиком и выдала предписание аннулировать закупку – закупать компьютерную, копировально-множительную технику и мультимедийное оборудование в рамках реализации нацпроекта необходимо было по Закону № 44-ФЗ, а не по Закону № 223-ФЗ. Цена договора 227 млн. руб.

Суды двух инстанций отменили решение УФАС. ГАУ должно руководствоваться нормами закона № 44-ФЗ только при осуществлении закупок за счет средств, предоставленных им на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ. Во всех остальных случаях закупки должны проводиться в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В данном случае субсидии предоставлялись на иные цели, что и было указано в соглашении о предоставлении субсидий.

При этом, согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. А закупка компьютерной, копировально-множительной техники и мультимедийного оборудования не может быть отнесена к строительству, реконструкции, техническому перевооружению и к приобретению объектов недвижимого имущества.

См. Постановление 17ААС от 17.02.2021 по делу № А60-39056/2020.

Пример #3.

ГАУЗ провело конкурс по правилам Закона № 223-ФЗ. Не выигравшее ООО подало иск в суд, считая, что закупка должна была проходить по правилам Закона № 44-ФЗ, так как закупка осуществлялась в целях реализации нацпроекта.

Суды отказали в удовлетворении иска. В соответствии с ПФХД ГАУЗ, заказчик имеет несколько разновидностей субсидий: субсидия на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели.

Положения ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ должны применяться при предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осуществление капвложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ. При предоставлении иных субсидий, например, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ (в том числе субсидии на иные цели), положения Закона № 44-ФЗ на закупочную деятельность автономных учреждений не распространяются, и при осуществлении закупки следует руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

При этом также отмечено, что под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

См. Определение ВС РФ от 15.08.2022 по делу №

Оставить свой комментарий