Изменения 44фз 2023 для контрактной системы

Кулаков Александр Александрович

Дата публикации: 26.07.2022

Автор: Кулаков Александр Александрович

Прочитано: 2305

Поделиться:

Без преувеличения можно сказать, что 44 закон о закупках – это самый часто изменяемый закон в современном российском законодательстве.

Так, например, и без того новый п. 5.1 ч. 1 ст. 93 снова претерпел изменение с 9 июля 2022 года.

Теперь из него исключили возможность закупать лекарственные препараты, оставив только медицинские изделия и расходные материалы и, при этом, убрали необходимость получать разрешение на такую покупку у учредителя.

Конечно, совсем немногие заказчики уже начали пользоваться этим пунктом, но тем, кто его освоил, больше не придётся тратить время на согласование.

Кроме того, все закупки с п. 4 по п. 5.2 ч. в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ теперь можно осуществлять на электронной площадке, если цена не превышает 3 млн. рублей.

Также не лишним будет упомянуть ч. 65.2 ст. 112, позволяющую менять количество закупаемых товаров, если предметом контракта является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов. К сожалению, данная часть действует чуть меньше полугода (с 9 июля до конца 2022 года) и позволяет менять объёмы товаров только в пределах 30 процентов. Вполне возможно, что срок действия этой части продлят, но пока что мы можем только надеяться на это.

С 1 января 2023 года участников контрактной системы ожидают очередные новшества. Конечно, говорить о том, что они вступят в силу в том виде, как изложены в законах сейчас, рано, тем не менее, нам всем следует хотя бы представлять, к чему готовиться с нового года.

Первое изменение, на которое стоит обратить внимание, это небольшое уточнение в статье о совместных закупках (п. 4 ч. 1 ст. 25 44-ФЗ). Там появляется новое предложение, которое более чётко разграничивает полномочия заказчика и уполномоченного органа (учреждения): если уполномоченный орган выполняет только лишь функцию определения поставщика/подрядчика/исполнителя, то контракт заключается заказчиком.

По сути, здесь нет ничего нового, но, устанавливая порядок взаимодействия между заказчиком и уполномоченным органом, этот нюанс можно больше не описывать.

В последнее время не только в законе о закупках, но и во всём законодательстве РФ всё большее внимание уделяется недопустимости конфликта интересов и личной заинтересованности работников и служащих.

В связи с этим п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ (требования к участникам закупок) с 1 января 2023 года излагается в существенно изменённой редакции. Смысл остаётся примерно тем же, что и раньше (не допускайте конфликта интересов и личной заинтересованности, а в случае их возникновения – необходимо незамедлительно урегулировать такие ситуации), но вот повышенный интерес Госдумы к этому вопросу чреват большим количеством проверок в будущем, в том числе со стороны прокуратуры.

Ещё интересный акцент законодатель делает на проверке достоверности информации о добросовестности именно заказчиком (редакция ч. 5 ст. 37 44-ФЗ от 01.01.2023), напоминая тем самым, что заказчик несёт ответственность за проверку соответствия поставщика всем требованиям закона.

Очень интересное, но, учитывая опыт прошлых лет, трудное в реализации изменение ожидается с 1 июля 2023 года в связи с появлением новой части 14 статьи 93.

Следуя её логике, с 1 июля следующего года ожидается переход на подписание даже «коммунальных» контрактов через ЕИС.

Как на это отреагируют монополисты и иные, занимающие доминирующее положение на рынке ТРУ поставщики, подрядчики и исполнители мы можем только гадать и, учитывая частую неготовность таких организаций к изменениям, могут возникнуть дополнительные сложности.

С другой же стороны всем участникам контрактной системы придётся в максимально короткие сроки не просто освоить электронный документооборот, а ещё и привыкнуть к нему.


Оставить свой комментарий