квалификации «Эксперт»
Дата публикации: 22.02.2022
Прочитано: 5087
Поделиться:
Вопросы, поднимаемые в этой статье, связаны с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
Профессии с высокой вероятностью опасности приходятся на строительную отрасль. Именно здесь происходит больше всего несчастных случаев, и безопасность является одной из важнейших задач застройщика или подрядной организации. К сожалению, не всегда этому вопросу уделяется должное внимание, и задачей саморегулируемых организаций является обеспечение безопасности строительства и качества объектов. Вопросы охраны труда, охраны здоровья и безопасности всегда были и остаются главной проблемой в строительной отрасли.
В нормативно-правовой базе произошел ряд существенных изменений. Была произведена инвентаризация всех действующих НПА с целью формирования современной, адекватной требованиям времени и технологического развития системы правового регулирования. Так, было:
· отменено более 12 000 НПА (90%), среди которых около 8800 НПА советского времени, около 1900 российских НПА, более 300 СанПиН, все ПОТ;
· принято около 450 НПА, где 110 было принято Правительством РФ, 340 – Федеральными органами исполнительной власти;
· приняты и вступили в силу федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и «Об обязательных требованиях в РФ».
Кроме того,
· с 1 января 2021 года вступила в силу фактически новая нормативно-правовая база охраны труда, промышленной, пожарной, экологической безопасности, санитарного и других видов надзора;
· с 1 сентября 2021 года вступил в силу новый профессиональный стандарт для специалистов в области охраны труда: введены новые требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы руководителей и специалистов в этой области (введено Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда», Приказом АНО НАРК от 13.12.2021 №125/21-ПР «Об утверждении и исключении наименований квалификаций и требований к квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения»).
С 1 марта 2022 года вступает в действие новая редакция ТК РФ, меняются названия и нумерация статей, в силу вступят изменения, касающиеся структурного составления закона – очень важно обратить на это внимание в случае пользования старыми комментариями и разъяснениями.
Как организовать работу по охране труда в условиях вышедшего Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»? Как подготовиться к внедрению новых требований?
В соответствии с новой редакцией ТК РФ, вступающей в действие с 1 марта 2022 года, теперь работодатель имеет право требовать от работников соблюдать требования охраны труда и – принципиально новое требование - проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства, так называемое самообследование (статья 22 ТК РФ). Кроме того, теперь работодатель обязан отстранять от работы (не допускать к работе) работника, не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в температурных условиях (статья 76 ТК РФ).
Новая редакция законодательства придает большое значение роли локальных нормативных актов. Так, в соответствии с 8 статьей ТК РФ, теперь работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда.
Появляется определение охраны труда – это государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные ЛНА работодателя.
Какими могут быть локальные нормативные акты? Их возможный перечень можно посмотреть в Приказе Росархива от 20.12.2019 №236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», механизм применения – в Приказе Росархива от 20.12.2019 №237 «Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».
Необходимые для организации нормативно-правовые акты можно посмотреть в следующих документах:
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (с 1 марта 2022 года);
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (с 1 марта 2022 года);
В процессе разработки локальных нормативных актов стоит учитывать требования государственных стандартов и требований к оформлению документов:
· ГОСТ Р 7.0.97-2016. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. (ред. от 14.5.2018)
· Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Требования к оформлению документов» (разработаны ВНИИДАД)
Кроме того, действенным будет использовать списки контрольных вопросов для осуществления Федерального государственного контроля (надзора). Несмотря на то, что этот документ на данный момент находится на стадии проекта, в нем также содержится перечень необходимых для организации локальных актов. По данным чек-листам Государственная инспекция труда будет проверять, насколько вы соблюдаете все необходимые требования.
Новая редакция ТК РФ расширяет основные понятия, определяющие вопросы охраны труда. В частности, рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом России от 29.10.2021 №774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места». Имеют значение следующие пункты:
4. Рабочее место должно учитывать требования к выполняемой работе в соответствии с государственными требованиями охраны труда.
9. При организации рабочего места (рабочей зоны) должно быть обеспечено устойчивое положение и свобода движений занятого на нем работника.
20. При организации рабочих мест их взаимное расположение и компоновка должны обеспечивать безопасный доступ занятых на них работников на каждое рабочее место и возможность быстрой эвакуации работников при возникновении аварийной или чрезвычайной ситуации.
В организации внутренней документации имеет смысл ссылаться на это НПА, использовать общие формулировки, содержащиеся в его тексте.
Новая статья 209.1 ТК РФ (365) содержит основные принципы обеспечения безопасности труда:
· предупреждение и профилактика опасностей. Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущении повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий;
· минимизация повреждения здоровья работников. Принцип минимизации повреждения здоровья работников означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.
Приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков устанавливается в примерном перечне Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 №771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней». Данный перечень содержит 33 позиции. Так как мы говорим о приоритетности, первые пункты будут иметь наибольшее значение:
1. Проведение СОУТ, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения.
2. Внедрения систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
3. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении штатного функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
Изменяются нормы о государственных нормативных требованиях охраны труда и национальных стандартах безопасности труда (ст. 212 ТК РФ)(12632). В статье перечисляются источники, где могут содержаться соответствующие нормы.
Как известно, государственные нормы требуют обязательного исполнения, их несоблюдение может грозить наказанием вплоть до уголовного. Стандарты же носят рекомендательный характер. Однако законодатель, в данной статье внося формулировку «В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются национальные стандарты безопасности труда», как бы придает стандартам значительный характер, то есть подразумевая, что при соблюдении данных стандартов гарантируется соблюдение государственных нормативных требований.
Государственная экспертиза условий труда (ст. 213 ТК РФ) является единственным механизмом, который определит правильность специальной оценки условий труда. С 1 марта 2022 года вступают в силу НПА, определяющие порядок проведения государственной экспертизы:
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 №775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» - содержит информацию об органах, проводящих экспертизу и о порядке ее проведения;
· Приказ Минтруда РФ от 28.10.2021 №765н «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда» - содержит 16 типовых форм, которые оформляются по итогам государственной экспертизы.
Значительные изменения внесены в статью 213.1 ТК РФ (в старой редакции статья 215), в основном редакторского плана: она стала меньше по объему, нормативные акценты расставлены по-другому. Из-за внесения правок в данную статью стоит уделить огромное внимание технологической документации и ее изменению в соответствии с новыми положениями. Технологический регламент должен соответствовать новым нормативным требованиям.
Изменения произошли и в части обязанностей работодателя в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ). Во-первых, появляется преамбула обязанности работодателя создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки рабочего места, фактов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. О чем идет речь? Законодатель наделил работодателя двумя основополагающими процедурами: специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков (фактически, эту оценку работодатель осуществляет сам). И, предполагая полную осведомленность работодателя о рисках и опасностях в процессе соблюдения этих требований, закон требует от работодателя обеспечения безопасных условий труда. То есть он не должен ставить работникам условия для обеспечения их собственной безопасности, он должен самостоятельно их создавать. Кроме того, новая редакция содержит формулировки о систематическом и регулярном надзоре за безопасностью условий труда (так как в законе определения таких понятий не дается, работодатель сам должен определить, о какой частоте идет речь), разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий (которые также определяет работодатель, и в случае несоблюдения собственных же мер несет за это ответственность).
Новой обязанностью работодателя становится согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, если работы производятся на территории, находящейся под контролем другого работодателя. Примерный перечень таких мероприятий определяется Приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 №656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)».
Появляется запрет на работу в опасных условиях труда (ст. 214.1 ТК РФ). В случае, если условия труда на рабочих местах по результатам СОУТ причислены к опасному классу условий труда, работодатель обязан приостановить работы. Возобновляется работа только по результатам повторной внеплановой СОУТ. Список работ, которые разрешается проводить даже в условиях опасного класса условий труда, перечислен в Распоряжении Правительства РФ от 04.12.2021 №3455-р «Об утверждении перечня работ, на которые не распространяется запрет, установленный статьей 214.1 Трудового кодекса Российской Федерации» (пункт 19 данного распоряжения закрепляет возможность произведения работ по устранению опасных условий труда по результатам СОУТ).
Права работодателя в области охраны труда расширяются (ст. 214.2 ТК РФ). Теперь работодатель имеет право:
· использовать в целях контроля за безопасностью производства работ оборудование, обеспечивающее дистанционную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации (то есть вести ауди-, видео-фиксацию процесса работы в своей организации);
· предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда… Госинспекции труда;
· вести электронный документооборот в области охраны труда.
При использовании права на электронный документооборот, необходимо соответствовать положениям, содержащимся в ст. 22.1-22.3 ТК РФ. Однако, данные положения не применяются:
- в отношении трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;
- акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;
- приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работниками инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
То есть документооборот, относящийся к данным положениям, должен осуществляться в бумажном виде. Во всех остальных случаях работодатель имеет право самостоятельно принимать решение о форме ведения документации, закрепляя это в ЛНА.
При создании электронных документов применяются единые требования к составу и форматам электронных документов, которые устанавливаются Минтрудом России (с 01.03.2023 года). Работодатель несет расходы на создание и эксплуатацию информационной системы работодателя, а также создание, использование и хранение электронных документов. Работодатель несет расходы на получение работником электронной подписи (в случае ее отсутствия) и ее использование.
Так как ведение электронного документооборота является правом, а не обязанностью работодателя, его использование вводится на основании ЛНА. В нём прописываются, в частности, порядок доступа к информационной системе работодателя, перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот, срок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, а также сведения о дате введения электронного документооборота (помимо использования собственной платформы, предусмотрена возможность осуществлять электронный документооборот посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», включая взаимодействие через портал Госуслуг).
Решение о ведении электронного документооборота работодатель должен принимать с учетом специфики своей работы. Кроме того, законодательством закреплено, что работник имеет право отказаться от использования им документооборота. На эти положения необходимо обращать внимание.
Дистанционные технологии также допускаются в процессе обучения работников требованиям охраны труда, при оформлении протокола проверки знания требований охраны труда работника и ведения самого протокола с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника в соответствии с законодательством РФ. Дополнительные положения об использовании электронного документооборота содержатся в ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ и в Постановлении Правительства РФ от 24.07.2021 №1264 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия».
Новая норма – право получения работником информации об условиях и охране труда (ст. 216.2 ТК РФ). Каждый работник имеет право на получение актуальной и достоверной информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите, об использовании оборудования, обеспечивающего дистанционную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ. Обязанность предоставления информации возлагается на работодателя, а также на соответствующие государственные органы и общественные организации. В этом вопросе можно опираться на Приказ Минтруда России от 29.10.2021 №773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда», Приказ Минтруда России от 17.12.2021 №894 «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда» (оба вступают в силу с 1 марта 2022 года). В соответствии с рекомендациями, изложенными в последнем приказе, работодатели могут самостоятельно определять и осуществлять размещение информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах.
Система управления охраны труда (ст. 217 ТК РФ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ.
Основные положения закреплены в Приказе Минтруда РФ от 29.10.2021 №776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда». В соответствии с ними, работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в ЛНА, принимаемом с учётом Примерного положения.
СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя и представляет собой единство:
· оргструктуры управления организации, предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
· мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы
· документированной информации, включающей ЛНА, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
Форма СУОТ и ее объем определяется работодателем. Законодательного закрепления требований к этим элементам нет. Однако, всем объемом ЛНА организация должна соответствовать требованиям надзорного органа. Несоответствие этим требованиям может быть расценен надзорными органами как отсутствие самой СУОТ.
В качестве методических рекомендаций в процессе создания ЛНА можно использовать Приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (действует до 1 марта 2022 года).
Даже в случае, если проверка вашей организации будет происходить в ближайшее время после вступления в силу редакций всех нормативно-правовых актов, вам нужно привести в порядок вашу документацию в соответствии с новыми требованиями. Текст документов новой редакции появился достаточно давно для того, чтобы успеть привести ЛНА в состояние, отвечающее новым требованиям.
Уточняются положения о профессиональных рисках (ст. 218 ТК РФ): работодателем должны проводиться системные мероприятия по выявлению опасностей, оценки и снижению уровней профрисков (рекомендации по выбору методов оценки уровней профрисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются Минтрудом РФ по согласованию с Роспотребнадзором). Опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждаются Минтрудом РФ – Приказ Минтруда России от 28.12.2021 №796 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков», где содержатся:
· критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе метода оценки уровня профрисков,
· описание применяемых методов,
· процесс и этапы выбора метода оценки,
· примеры оценочных средств.
Кроме того, работодатель вправе использовать иные обоснованные способы и методы (например, возможно разработать собственный метод оценки уровня профрисков, исходя из специфики своей деятельности).
Документ содержит подробные рекомендации, его использование облегчит процесс управления профессиональными рисками.
Изменилось определение обучения по охране труда (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»). Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда, направлены на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.
ü Стоит отметить, что в случае проведения обучения по охране труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения, в рамках подготовки таких работников к аттестации в области (по вопросам) безопасности в соответствующей сфере (области) или подготовки и подтверждения готовности к работе дополнительное обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не требуется.
Появляется требование о существовании специалиста по охране труда, по организации и проведению обучения по использованию СИЗ (где не менее 50 процентов от учебных часов должны быть проведены практические занятия).
В отношении ряда организаций вступает в силу Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда» (с 1 сентября 2022 года). Теперь аккредитация организаций, зарегистрированных в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в порядке, действовавшем до вступления в силу данного постановления, подлежит приостановлению с 1 марта 2023 года до подтверждения такими организациями соответствия требованиям, утвержденным данным постановлением. В случае отсутствия подтверждения такими организациями после 1 марта 2023 года соответствия требованиям, утвержденным настоящим постановлением, их аккредитация прекращается с исключением из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда с 1 сентября 2023 года (такими видами услуг в области охраны труда являются осуществление функций службы ОТ или специалиста по ОТ работодателя, где численность не превышает 50 человек и обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда). Аккредитация в области ОТ не требуется в случае, когда работодателем создается служба ОТ или вводится должность специалиста по ОТ, а также в случае, когда работодателем организуется проведение обучения и проверка знания требований ОТ.
Обучение требованиям ОТ проводится по программам обучения (они разрабатываются работодателем или обучающей организацией) не реже одного раза в три года:
· по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ (не менее 16 часов): работодатель, заместителей руководителя организации, на которых возложены обязанности по ОТ, руководителей филиалов и их заместители, на которых возложены обязанности по ОТ, руководители структурных подразделений и их заместители, руководителей структурных подразделений филиала и их заместители, специалисты по ОТ;
· безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, идентифицированных в рамках СУОТ и оценке профрисков (не менее 16 часов, от них – 25% практики): руководители структурных подразделений и их заместители, руководители структурных подразделений филиала и их заместители, специалисты по ОТ, работники организации, отнесенные к категории специалисты, работники рабочих профессий, члены комиссий по проверке знания требований ОТ, лица, проводящие инструктажи по ОТ и обучение требованиям ОТ, члены комиссий по ОТ, уполномоченные лица по ОТ профсоюзов;
· безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с НПА, содержащими государственные нормативные требования ОТ (25% практики): работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности, определенные ЛНА.
В случае, если работнику установлено обучение по трём программам обучения требованиям охраны труда, общая минимальная продолжительность обучения по программам обучения требованиям охраны труда может быть снижена, но не менее чем до 40 часов. Сверх объема часов, затрачиваемых на обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусматриваются часы на обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию СИЗ в случае организации отдельного самостоятельного процесса обучения по темам.
Необходимо помнить об актуализации программ обучения. Внесение изменений может зависеть от следующих обстоятельств: новые НПА гос. требования ОТ; ввод в эксплуатацию нового вида оборудования, технологических процессов, использование нового вида сырья, требующих дополнительных знаний от ОТ; требование должностных лиц федеральной инспекции труда, а также работодателя; изменение должностных обязанностей работников (в течение 60 календарных дня их наступления).
Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, приводимые на другую работу, проходят обучение в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу. При этом допускается проведение обучения работников требованиям ОТ с использованием дистанционных технологий.
Форма проведения проверки знаний требований ОТ при инструктаже по ОТ определяется ЛНА. Для проведения проверки знаний требований ОТ работников после прохождения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, по вопросам использования СИЗ создаются комиссии по проверке знания требований ОТ.
Форма и порядок учета работников, подлежащих обучению, устанавливаются работодателем, по результатам планирования должно быть определено общее количество работников, подлежащих обучению. Порядок регистрации проведенного инструктажа и форма его документирования утверждаются работодателем.
Протокол проверки знания требований ОТ может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде с использованием электронной подписи или другого любого способа, позволяющего идентифицировать личность работника в соответствии с законодательством РФ, и является свидетельством того, что работник прошел соответствующее обучение по ОТ.
Работодатель, проводящий обучение работников, должен иметь:
· материально-техническую базу;
· учебно-методическую базу в виде программ обучения и учебных материалов для каждой программы обучения;
· не менее двух лиц, проходящих обучение по ОТ, в штате или специалистов, привлекаемых по договорам;
· комиссию по проверке знаний требований ОТ.
Работодатель проводит обучение работников при условии внесения информации о нем в личный кабинет юридического лица в информационной системе охраны Минтруда России (с 1 марта 2023 года).
Работодатели, отнесенные к микропредприятиям (менее 15 человек), могут проводить обучения требованиям ОТ, обучение по оказанию первой помощи, обучение по использованию СИЗ только в ходе проведения инструктажа по ОТ на рабочем месте. Проверка знаний может осуществляться лицом, назначенным работодателем, без формирования комиссии. Также возможно совместить проведение с работниками вводного инструктажа по ОТ и инструктажа по ОТ на рабочем месте.
Кто имеет право проводить обучение? С 1 марта 2023 года вступает в силу реестр организаций и ИП, оказывающих услуги по обучению, реестр юрлиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников и реестр обученных лиц (в последнем будут содержаться следующие сведения: наименование организации и ИНН, ФИО, страховой номер индивидуального лицевого счёта, профессия (должность) работника, наименование программы обучения по охране труда, дата проверки знания требований охраны труда, результаты проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «неуд» или «уд»), номер протокола проверки знаний требований охраны труда.
Сведения, содержащиеся в реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников, является открытым и общедоступным на официальном сайте Минтруда России. Сведения, содержащиеся в реестре обученных лиц, используются Минтрудом России, Федеральной службой по труду и занятости и координируемыми им государственными внебюджетными фондами.
Пройденное до вступления в силу поправок обучение действует на срок этого обучения. Соответственно, если в ближайшее время этот срок истекает, есть возможность переобучить работников по старым нормам до 31 августа 2022 года.
В соответствии со статьей 221 ТК РФ, вступают новые требования по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. СИЗ включает в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органов слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие СИЗ, требования к которым определяются в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
Правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств устанавливаются Минтрудом России с учетом мнения РТК. Нормы бесплатной выдачи смывающих средств работникам устанавливается работодателем на основе единых типовых норм с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения профсоюза.
Необходимо принять соответствующий ЛНА. Право использовать старые типовые нормы выдачи СИЗ сохраняется до 31 декабря 2024 года. За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности СИЗ» ТР ТС 019/2011).
Единые типовые нормы выдачи СИЗ определяются Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств». В период до 31 декабря 2024 года работодатель вправе осуществлять обеспечение СИЗ в соответствии с Правилами, на основании типовых норм бесплатной выдачи СИЗ с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профорганизации. Решение о применении в период с 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года Единых типовых норм или типовых норм применяется работодателем. Допускается обеспечение работников СИЗ по договору со специализированной организацией.
В соответствии с Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» (с 1 сентября 2023 года), работодатель обязан:
· разработать на основании Единых типовых норм, с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профорганизации и утвердить в ЛНА нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации;
· обеспечить разработку ЛНА, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами;
· обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах;
· обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ;
· не допускать работника к выполнению работ без СИЗ, а также неисправных СИЗ;
· обеспечить в случае применения вендингового оборудования и дозаторов постоянное наличие в них СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств.
Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием (ст. 222 ТК РФ): работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача молока по письменным заявлениям работника должна быть заменена компенсационной выплатой (проект).
В статье 226 ТК РФ дается определение микротравм. По новым положениям, работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников. Рекомендации по учету микротравм содержатся в Приказе Минтруда РФ от 15.09.2021 №632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников».
С 1 марта 2022 года вступает в силу Приказ Минтруда РФ от 18.07.2019 №512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».
НПА к новой редакции ТК РФ, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года:
· Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (п.3,п.4);
· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда»;
· Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2333 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2332 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1844 «Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов»;
· Приказ Минтруда РФ от 30.11.2021 № 838н «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (с 9 января 2022 года);
· Приказ Минтруда РФ от 28.12.2021 №796 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»;
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 №776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»;
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»;
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места»;
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда»;
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»;
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней»;
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств»;
· Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами»;
· Приказ Минтруда РФ от 28.10.2021 № 765н «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда»;
· Приказ Минтруда РФ от 22.10.2021 № 757н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»;
· Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)»;
· Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда»;
· Приказ Минтруда РФ от 15.09.2021 №632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников»;
· Приказ Минтруда РФ от 14.09.2021 № 629н «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
· Приказ Минтруда РФ от 17.06.2021 № 406н «О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
Вступают в силу с 1 сентября 2022 года:
· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 №2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (за исключением пунктов 3 и 4, вступивших в силу с 1 марта 2022 года).
· Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 №2333 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 №2332 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда».
Нормативно-правовой акт (НПА) |
Действующий нормативно - правовой акт |
Статус, дата вступления в силу нового НПА |
Документы к пересмотру | Процессы и процедуры |
---|---|---|---|---|
Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации” |
Ст. X «Охрана труда» ТК РФ | Принят, действует с 01.03.2022 |
Приказы по ОТ Положения по ОТ Программы инструктажей по ОТ Программы обучения по ОТ Порядок стажировки по ОТ Инструкции по ОТ Новый журнал по учету микротравм |
Обучение сотрудников организации по ОТ Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ Оценка профессиональных рисков |
Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 “О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда” Скачать |
Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" | Принят, действует с 01.09.2022, за исключением некоторых положений, которые вступают в силу с 01.03.2022 |
Приказы по ОТ Программы инструктажей по ОТ Программы обучения по ОТ Положение об обучении по ОТ Порядок стажировки по ОТ Инструкции по ОТ |
Обучение сотрудников организации по ОТ Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ |
Положение о Системе управления охраной труда. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н “Об утверждении Примерного положения о системе управления Скачать |
Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" | Принят, действует с 01.03.2022 |
Положение о Системе управления ОТ Приказы по ОТ |
Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ Оценка профессиональных рисков |
Приказ Минтруда России от 29 октября 2021г. № 771н «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их Скачать |
Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» | Принят, действует с 01.03.2022 |
План мероприятий по ОТ Соглашение по ОТ |
Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ Оценка профессиональных рисков |
Приказ Минтруда России от 22 сентября 2021 г. № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ на территории, находящейся под контролем другого работодателя" Скачать |
Вводится впервые | Принят, действует с 01.03.2022 |
Приказы по ОТ Акт — допуск План мероприятий по ОТ |
|
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н “Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем” Скачать |
Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13 мая 2004 г.) | Принят 01.03.2022, приостановлено действие до 1 января 2023 года (приказ Минтруда от 17.03.2022 № 140) |
Положения, стандарты организации по разработке инструкций по ОТ Инструкции по ОТ |
Обучение сотрудников организации по ОТ Разработка локальных нормативных актов организации по ОТ |
Приказ Минтруда России № 796 от 28 декабря 2021 г. "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков" Скачать |
Вводится впервые | Принят, действует с 01.03.2022 |
Положение управлению профессиональными рисками Положение о СУОТ Приказы по оценке профессиональных рисков |
Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ Оценка профессиональных рисков |
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н “Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами” Скачать |
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»; | Принят, действует с 01.09.2023 |
Приказы по обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами Перечни профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное получение СИЗ и смывающих средств Положение о порядке обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами |
Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами |
Приказ Минтруда России от 15.01.2021 №632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников» Скачать |
Вводится впервые | Принят, действует с 01.03.2022 |
Положения по учету микроповреждений (микротравм) работников Приказы учету микроповреждений (микротравм) работников Журнал по учету микроповреждений (микротравм) работников |
Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по охране труда Расследование микроповреждений (микротравм) работников |
Приказ Минтруда России от 22 сентября 2021 г. N 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране Скачать |
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». | Принят, действует с 01.03.2022 | Положение о комитете (комиссии) по ОТ | Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ |
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда... Скачать |
Вводится впервые | Принят, действует с 01.03.2022 |
Положение о СУОТ Приказы по ОТ |
Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ |
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 774н “Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места” Скачать |
Вводится впервые | Принят, действует с 01.03.2022 |
Правила по ОТ Инструкции по ОТ |
Обучение сотрудников организации по ОТ Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ |
Приказ Минтруда России от 14.09.2021 № 629н “Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную” Скачать |
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную». | Принят, действует с 01.03.2022 |
Инструкции по ОТ Приказы по ОТ |
Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ Организация безопасного производства работ |
Приказ Минтруда России от 13.05.2021 N 313н "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 512н Скачать |
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2019 г. № 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин" | Принят, действует с 01.03.2022 | Список лиц, работающих с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин |
Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ Организация безопасного производства работ |
Приказ Росстата от 30.07.2021 N 457 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, ... Скачать |
Министерство экономического развития российской федерации федеральная служба государственной статистики Приказ от 24 июля 2020 г. N 412 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам» | Принят, действует с 01.03.2022 | Отчет подается по новой форме |
Разработка и актуализация локальных нормативных актов организации по ОТ |
ПП РФ от 27.10.2021 № 1844 “Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных Скачать |
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)" | Принят, действует с 01.03.2022 | Проверочные листы | Аудит системы управления ОТ в организации |
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.06.2021 № 406н "О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций Скачать |
Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 года N 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» | Принят, действует с 01.03.2022 | Декларация подается по новой форме | Специальная оценка условий труда |
Приказ от 29 октября 2021 года N 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» Скачать |
Министерство труда и социальной защиты российской федерации Приказ от 12 августа 2014 года N 549н Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда | Принят, действует с 01.03.2022 |
Новые формы документов для проведения государственной экспертизы условий труда |
Государственная экспертиза условий труда |