Нужно ли вести и кому реестр закупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Ладанов Леонид Александрович

Дата публикации: 23.07.2021

Автор: Ладанов Леонид Александрович

Прочитано: 3870

Поделиться:

Нужно ли вести и кому реестр закупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Далеко не каждый Заказчик, работающий по Закону № 44-ФЗ, знает про ст. 73 БК РФ. Вместе с тем, это важный момент, который упускать нельзя.

О чем речь?

В п. 1 ст. 73 БК РФ сказано, что получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В этой норме два важных момента.

Первый. Речь не о всех заказчиках, а только о получателях бюджетных средств, под которыми, согласно ст. 6 БК РФ, понимаются орган госвласти (госорган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

То есть бюджетное учреждение и унитарное предприятие не является получателем бюджетных средств и не обязано выполнять указанную норму.

Второй. Что означает «без заключения контрактов»?

  • Согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракты по п. 1, п. 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в электронной форме до 3 млн. руб.), п. 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 – 53 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ могут заключаться в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.

  • Сделка может быть совершена в письменной или устной форме – п. 1 ст. 158 ГК РФ.

  • По п. 4, 5 (за исключением контрактов, заключенных в электронной форме до 3 млн. руб.) ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ Заказчики имеют право проводить закупки за наличные денежные средства, не заключая договор в письменной форме, ограничиваясь получением подтверждающих оплату документов (кассовый, товарный чек) – ст. 493 ГК РФ, Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 09-01-07/26934.

  • Сделки по п. 4, 5 (за исключением контрактов, заключенных в электронной форме до 3 млн. руб.) ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не вносятся в реестр контрактов – ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, сделки за наличный расчет по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и являются сделками, осуществленными без заключения государственных или муниципальных контрактов. И Заказчики, являющиеся получателями бюджетных средств, например, казенные учреждения, обязаны закупки по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ за наличный расчет отражать в соответствующем реестре.

Подтверждение:

  • Письмо Минфина России от 14.07.2020 № 24-03-08/61312. Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

  • Представление Счетной палаты РФ от 23.05.2018 № ПР 07-113/07-02. При проверке Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) было отмечено, что в нарушение п. 1 ст. 73 БК РФ в 2017 году реестр закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов, Росаккредитацией не велся, при этом объем таких закупок составил 3 610,6 тыс. руб. или 0,6 % от кассовых расходов Росаккредитации в 2017 году.

  • Решение Совета муниципального района «Усть-Вымский» Республики Коми от 27.05.2020 № 44/6-437. Контрольно-счетная палата МО МР «Усть-Вымский» выявила в отношении детского садика (МБДОУ «Детский сад № 1») в с. Айкино нарушение: не велись реестры по закупкам, осуществленным без заключения договоров за 2017 год, за 2018 год, за 9 мес. 2019 г.

Данное решение стоило оспорить, так как бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств в понимании БК РФ и не обязано вести данный реестр. Но сам акцент контрольного органа на этом реестре говорит о его важности.

Так обязаны или не обязаны?

В примерах контрольных органов можно увидеть случаи, когда к ответственности за не ведение обсуждаемого реестра привлекаются Заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Правомерны ли такие действия проверяющих?

Разберем на примере Апелляционного определения СК по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.05.2015 по делу № 33-822/2015.

Горномарийской межрайонной прокуратурой проведена проверка МБОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл. Было выявлено нарушение бюджетного законодательства: отсутствовал реестре закупок, осуществленных учреждением без заключения государственных и муниципальных контрактов.

Суды признали доводы МБОУ о том, что бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и не обязано вести реестр по п. 1 ст. 73 БК РФ, обоснованными и правильными.

При этом суды отметили, что даже предоставление субсидий по ст. 78.1 БК РФ не делает бюджетные учреждения получателями бюджетных средств, так как после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета.

Таким образом, бюджетные учреждения не обязаны вести обсуждаемый реестр.

Этот же вывод можно увидеть в письме Минфина РФ от 19.09.2012 № 02-11-08/3805: «Бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, положения статьи 73 Бюджетного кодекса на него не распространяются».

Кроме того, ни бюджетные учреждения, ни унитарные предприятия, согласно п. 5, 6, 7, 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, не заключают ни государственных, ни муниципальных контрактов. Их сделки оформляются просто контрактами.

Форма реестра

Конкретной формы реестра нет, но п. 2 ст. 73 БК РФ устанавливает обязательные требования к содержанию такого реестра:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

  • цена и дата закупки.

Органы власти могут самостоятельно установить для подведомственных учреждений форму реестра закупок и порядок его ведения. Если такие форма и порядок не установлены, то Заказчик разрабатывает их для себя сам. Главное – учесть требования п. 2 ст. 73 БК РФ.

При этом важно, что формулировки, указанные в п. 2 ст. 73 БК РФ, привязывают Заказчика к закупкам в целом, а не к отдельным товарам, работам, услугам в составе закупки. То есть наименование закупаемых товаров, работ и услуг можно указать общей формулировкой: канцтовары вместо тетради, ручки, карандаши и т.д. Если опять-таки для Заказчика не установлены конкретная форма реестра и порядок ее заполнения.

Например, Постановлением Администрации МО ГО «Инта» Республики Коми от 30.08.2016 № 8/1793 утвержден порядок ведения муниципальными заказчиками МО ГО «Инта» реестра закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов.

 

Пример форма такого реестра:

 

Заказчик:                              ___________________________

Период:                                  ___________________________


№ п/п

Краткое наименование закупаемых товаров, работ, услуг

Наименование поставщика, подрядчика, исполнителя

Местонахождение поставщика, подрядчика, исполнителя услуги

Цена закупки

Дата закупки

1

2

3

4

5

6

Ответственное лицо:          ___________________________

Комментарии

Спасибо! очень помогли избежать штрафа

И вам спасибо.

Оставить свой комментарий