Изменения в 44-ФЗ 2022

Кулаков Александр Александрович

Дата публикации: 08.07.2022

Автор: Кулаков Александр Александрович

Прочитано: 987

Поделиться:

С начала 2022 г., в том числе по причине различных ограничительных мер от западного мира в связи с ситуацией в Украине, изменений в законодательстве было немало.

В данной статье затронем те изменения в 44-ФЗ, которые потребуют конкретных действий при осуществлении закупочной деятельности. Попробуем рассказать о них, не используя при этом сложный юридический язык.

С 1 января 2022 года:

1. Электронная приемка. Обязанность осуществлять электронное актирование распространяется на всех заказчиков и на все электронные процедуры.

(ч. 13 ст. 94 44-ФЗ)

А в соответствии со ст. 24 44-ФЗ электронными процедурами являются:

- электронный конкурс,

- электронный аукцион,

- электронный запрос котировок,

- малые закупки по пунктам 4 или 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (если закупка проводится на электронной площадке). В случае проведения малой закупки в привычной всем форме (когда договор заключается на бумажном носителе) электронная приемка в ЕИС не нужна.

2. Подача жалобы на электронную закупку осуществляется в электронной форме через ЕИС.

По сути, это требование установлено для упрощения самой процедуры обжалования, а также в связи с тенденцией постепенного увеличения перехода на электронный документооборот.

(ч. 34 ст. 105 44-ФЗ)

3. Введены несколько важных понятий (ст. 3 44-ФЗ):

-контракт жизненного цикла;

-контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;

(Ранее некое подобие данного определения содержалось в ст. 37, но с 01.01.2022 добавилось слово «граждан». Пожалуй, это яркий пример того, как одно слово может в корне изменить ситуацию.)

-отдельный этап исполнения контракта.

(Это понятие скорее создало ещё большее непонимание, нежели разрешило вопрос с этапами. Мнение регулятора контрактной системы по данному вопросу в письме Минфина России от 21 октября 2021г. №24-06-08/85106 указывает на наличие этапов даже в контрактах на коммунальные услуги при установлении помесячных сроков приёмки и оплаты.

Здесь следует отметить следующее: если контрактом не предусмотрен определённый объём услуг, которые должны быть приняты и оплачены до конкретной даты, то это не будет считаться этапом. И в большинстве коммунальных контрактов это именно так.

При этом, если в контракте установлены этапы его исполнения, новыйпункт 12 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ позволяет менять срок любого этапа, не изменяя общий срок исполнения контракта.)

4. Односторонний отказ от контракта, если такой контракт был заключен по результатам проведения электронных процедур, осуществляется в электронной форме через ЕИС.

Если контракт заключен без использования ЕИС (контракты с единственным поставщиком, а также если это закупка товаров, работ, услуг, содержащих секретные сведения (гостайну), то расторжение осуществляется в той же форме, что и при заключении контракта.

(порядок одностороннего расторжения контракта подробно описан в ст. 95 44-ФЗ, начиная с части 12.1)

5. Изменились правила оценки заявок. Теперь их регламентирует Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (вместо Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085);

6. Если победитель закупки упал в цене на 25% или ещё ниже от Н(М)ЦК, то к нему применяются антидемпинговые меры. Раньше от него требовалось предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза больше, чем установлено в извещении и/или документации.

С 1 января 2022 года данное требование осталось, но добавилось ещё одно: то самое, в 1,5 раза большее обеспечение должно быть ещё и не менее 10% от начальной цены (или от цены контракта, если закупка среди СМП);

(ст. 37 44-ФЗ)

7. Преимущества для уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) и организаций инвалидов (ст. 28 и 29 44-ФЗ).

Изменения заключаются в том, что законодатель прописал сами правила осуществления таких закупок более понятными фразами.

При этом новое Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р, содержащее в себе перечни ТРУ, при которых предоставляется преимущество УИС и организациям инвалидов, заменило два отдельных предшествующих ему постановления для каждой из сфер (ПП РФ от 14 июля 2014 г. № 649 и ПП РФ от 15 апреля 2014 г. № 341).

8. Закупки у СМП и СОНО.

Во-первых, увеличен процент таких закупок от СГОЗ с 15% до 25%.

Во-вторых, законодатель прописал вместо слова «ограничения» слово «преимущество». Позже Министерство финансов РФ в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138 подтвердило, что фактически ничего не поменялось. По словам регулятора контрактной системы, «преимущество выражается в форме ограничения».

В-третьих, начиная с отчета о закупках у СМП за 2021 год, при указании объема финансирования по контрактам с единственным поставщиком нужно отражать в том числе и малые электронные закупки, которые проведены по части 12 ст. 93 44-ФЗ.

(ч. 30 ст. 105 44-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799)

9. Больше нет разделения на комиссии: аукционную, конкурсную, котировочную, для запросов предложений или же единую. Теперь она называется «комиссия по осуществлению закупок». В неё достаточно включить всего трёх человек (а не пять, как ранее), но у каждого из них должна быть электронная подпись. Кроме того, заседать комиссия может дистанционно.

(ст. 39 44-ФЗ)

10. Новое дополнительное требование:

Если начальная цена контракта более 20 млн. рублей, то для участника обязателен опыт исполнения хотя бы одного контракта, по которому стоимость исполненных обязательств должна составлять не менее 20% начальной цены, установленной в текущей закупке.

Подтвердить опыт можно:

- номером записи из реестра контрактов, предусмотренного Законом № 44-ФЗ;

- выпиской из реестра контрактов, составляющих гостайну;

- исполненным контрактом или договором.

Сам контракт должен быть не старше 3-х лет на момент подачи заявки.

(ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ)

11. Постановление Правительства РФ о дополнительных требованиях к участникам закупок № 99 от 04.02.2015 г. заменено Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571. Естественно, сами требования и условия их применения также изменились.

12. Виды способов закупок, предусмотренных законом, значительно сократились. Остались аукционы, конкурсы и запросы котировок, причём все способы – только электронные (если организация не работает с гостайной).

(ч. 2 ст. 24 44-ФЗ)

Порядок проведения этих процедур также изменился: они стали значительно быстрее и проще для заказчиков.

Кроме того, файл «Документация» больше не нужно формировать. Его полностью заменяет извещение.

Также теперь вносить изменения или отменять любую конкурентную процедуру можно за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок.

(ч. 4 ст. 42; ч. 2 чт. 36 44-ФЗ)

Запросами котировок можно закупать на сумму до 100 млн. рублей в год при начальной цене одной процедуры не более 3 млн. рублей.

(ч. 10 ст. 24 44-ФЗ)

С 8 марта 2022 года:

1. Можно изменять любые существенные условия контракта, если:

а) невозможность исполнения контракта на изначальных условиях возникла в связи с санкциями против РФ;

б) для федеральных нужд – правительство РФ, для нужд субъекта РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ, для муниципальных нужд – местная администрация или же созданный ими для таких целей орган одобрили такие изменения.

(ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ)

2. В течение двух лет медицинские организации имеют право приобретать лекарственные препараты, медицинские изделия и расходные материалы у единственного поставщика при следующих условиях:

а) закупка проходит в электронной форме;

б) данные товары изготовил единственный существующий производитель в РФ или стране, не вводившей санкции против РФ;

в) учредитель заказчика одобрил такую закупку;

г) годовой объём закупок по данному основанию не превышает 50 млн. рублей для лекарственных средств или расходных материалов и 250 млн. рублей – для медицинских изделий.

(п.п. 5.1, 5.2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

3. Закупку медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации для инвалидов можно проводить запросом котировок даже при начальной цене до 50 млн. рублей, но так, чтобы годовой объём таких закупок не превысил 750 млн. рублей.

(Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022г. №297)

С 12 марта 2022 года:

Если контракт не исполнен поставщиком, заказчик обязан списать начисленную неустойку при одновременном соблюдении следующих условий:

а) причина неисполнения – только санкции, введённые против РФ;

б) заказчику предоставлено письменное обоснование невозможности исполнить контракт по причине из п. «а», в котором имеется подтверждение возникновения такой причины;

в) если часть ТРУ всё-таки были приняты заказчиком, это должно подтверждаться актом приёмки.

(Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 340)

С 23 марта 2022 года:

ФАС РФ не включает в реестр недобросовестных поставщиков тех, кто не исполнил контракт из-за санкций. Однако исполнитель должен доказать, что:

а) им были приняты все возможные меры для исполнения этого контракта;

б) контракт не исполнен действительно из-за санкций или ограничительных мер.

Оценивать обоснованность этих доказательств будет, конечно же, антимонопольная служба.

(Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 417)

С 26 марта 2022 года:

При расчёте годового объёма закупок у СМП и СОНО закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий исключаются из такого расчёта. Данное правило распространяет своё действие на 2022-2023 годы.

(ч. 71 ст. 112 44-ФЗ)

С 30 марта 2022 года:

До конца 2022 года получатели средств федерального бюджета устанавливают в контрактах аванс в размере:

а) от 50 до 90% суммы контракта (но в пределах ЛБО), если финансовое обеспечение по нему подлежит казначейскому сопровождению;

б) до 50% суммы контракта (но не более ЛБО) – если не подлежит такому сопровождению.

(Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 505)

С 1 апреля 2022 года:

Направление в ФАС обращения о включении поставщика в реестр недобросовестных необходимо направлять через ЕИС, если основание для включения в реестр возникло в ходе электронной закупки.

(Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078)

С 16 апреля 2022 года:

1. Информацию о приёмке, если документ о приёмке подписывается без использования ЕИС, следует включать в реестр контрактов в течение 1 рабочего дня с даты подписания соответствующего документа.

(ч. 3 ст. 103 44-ФЗ)

2. Если проводится запрос котировок, то после протокола есть 1 рабочий день, чтобы направить проект контракта победителю на подписание (а не в течение 3 часов, как было ранее).

(ч. 6 ст. 50 44-ФЗ)

3. Если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, у него есть 2 рабочих дня с даты вступления в силу решения о расторжении, чтобы уведомить антимонопольный орган.

(ч. 4 ст. 104 44-ФЗ)

4. При обосновании начальной цены контракта нельзя использовать расчёты в иностранной валюте.

(ч. 18.1 ст. 22 44-ФЗ)

5. До окончания 2022 года можно не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта, кроме тех контрактов, в которых присутствует авансирование.

(ч. 64.1 ст. 112 44-ФЗ)

6. До конца 2022 года подрядчик может предложить заказчику изменить существенные условия строительных контрактов при возникновении независящих от сторон обстоятельств. Заказчик может как согласиться, так и отказаться от изменений. Для получения согласия обязанностью подрядчика будет предоставление обоснования таких обстоятельств и самих изменений заказчику.

(Постановление Правительства РФ от16апреля2022г. №680)

С 1 мая 2022 года:

Изменены сроки оплаты по контрактам. Это условие претерпело уже три изменения с начала года.

Федеральные заказчики обязаны оплачивать контракты, заключенные по результатам электронных процедур, независимо от того, проводилась закупка только среди СМП и СОНКО или на общих условиях, в течение 7 рабочих дней.

Остальные контракты с единственным поставщиком необходимо оплатить в течение 10 рабочих дней.

Соответствующие условия о сроках оплаты должны быть включены в контракты.

На заказчиков субъекта РФ и на муниципальных заказчиков это правило распространяется с 1 июля 2022 года.

(ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ)

С 1 июля 2022 года:

1. Если поставщик расторгнет контракт в одностороннем порядке, заказчик должен заявить об этом в ФАС, которая проверит обоснованность действий поставщика. Срок направления такого обращения в ФАС – 2 рабочих дня с даты расторжения контракта.

(ч. 2 ст. 104)

2. Для заказчика немного упрощена процедура одностороннего отказа от контракта. Для этого необходимо только разместить в ЕИС соответствующее решение. Данное правило распространяется только на электронные закупки. Решение автоматически появится в личном кабинете поставщика, и с этого момента поставщик считается уведомленным.

(п. 1 ч. 12.1 ст. 95 44-ФЗ)

3. Сотрудники контрактной службы, контрактный управляющий, члены комиссии по осуществлению закупок, руководитель заказчика обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Немного скорректированы требования к членам закупочной комиссии: у них не должно быть личной заинтересованности в результатах определения поставщика.

(ст. 38, 39 44-ФЗ)

4. Если заказчик не предусмотрел общий запрет на наличие информации об участнике и связанных с ним лицах в РНП, он должен предусмотреть запрет на участие в закупке лиц, которые попали в РНП, отказавшись исполнять контракт из-за санкций.

(Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 № 937)

Оставить свой комментарий